Подготовленность водителя

В этой статье мы рассмотрим уровень подготовки водителей, а конкретнее – вождение автомобиля в неблагоприятной (опасной) дорожной обстановке.

Что это вообще значит? Закономерно, что многих пугает это зловещее словосочетание. Кто-то говорит, что быстро не ездит и не собирается этого делать. Еще кто-то снисходительно улыбается со словами, что ездит и так неплохо. А третья категория людей приходит к нам с желанием научиться экстремальной езде.

В этом вопросе каждый неправ по-своему. Если «тихоходов» какое-либо обстоятельство вынудит ехать быстро и далеко, то они получат только стресс. А чтобы научиться на собственных ошибках им понадобятся годы. Другие же слишком самоуверенны, что не доводит до добра (и не только на дорогах). А вот последним приходиться объяснять, что дороги общего пользования не предназначены для экстремальной езды. Там экстремально управляют автомобилем только те, кто так не понял, как нужно ездить.

Конечно же, есть и другой уровень экстремальной езды – спортивный. Но нужно принимать во внимание, что спортсмены ездят на специально оборудованных и подготовленных для этого трассах или автодромах, да и арсенал приемов у них шире и специфичнее.

Немного информации для понимания важности темы.

В течение последних нескольких лет плотность потока на дорогах значительно возросла. В основном это увеличение произошло за счет импортных автомобилей. То, что на дорогах появились надежные и быстрые машины – отлично. Но сама обстановка на дорогах, а особенно результаты бездумного поведения водителей, ужасающи.

Даже с учетом того, что большинство украинских дорог находятся в неподобающем состоянии, количество ДТП слишком высоко. Да и тяжесть аварий в нашей стране выше почти в 10, а то и 14 раз, чем в других странах.

По неутешительной статистике, в Украине количество погибших в авариях на тысячу человек – 180. В то время как в США на то же количество приходится – 13, в Великобритании – 17, а в Германии – 22.

Главная причина этого кроется в недисциплинированности автомобилистов, в их недостаточном уровне подготовки. Именно по их вине случается до 75% всех ДТП.

Основные причины аварий:

— невнимательность за рулем – 18,7%;

— неправильное маневрирование – 13,2%;

— превышение допустимой скорости передвижения – 10,3%;

— выезд на встречную – 8,1 %.

Расследование ДТП показало, что в своем абсолютном большинстве водители не хотели таких последствий и могли их бы предотвратить. Но у многих не хватило выдержки, навыков и умения спрогнозировать наступление неблагоприятной ситуации.

В 2006 году статистика показала, что чаще всего травмируются или погибают те, кто находится внутри автомобиля: 29% водителей и 33% пассажиров. На это общее количество приходится 32% пешеходов.

Движение водителя происходит среди других транспортных средств. Его здоровье и жизнь, так же как и других участников движения, зависит от умения адекватно и объективно оценивать изменчивую и сложную ситуацию на дороге, а также от умения уверенно и правильно управлять автомобилем.

Один из самых сложных моментов для водителя – неточность и необъективность информации, которая к нему поступает. Иными словами, он не может точно спрогнозировать действия других автомобилистов и естественно – их результат. Таким образом, водитель принимает ответственные решения на основе лишь тех данных, которые ему известны, но без представления ситуации полностью.

В случае неблагоприятной ситуации правильность действий водителя зависит от его подготовки. Когда обстановка на дороге проста, то качество и быстрота действий на высоте у многих водителей. А вот в сложных условиях работать эффективно могут лишь те, кто отличается достаточным уровнем подготовки.

Теперь остановимся на теме подготовки водителя. Под этим понятием подразумевается, что водитель обладает необходимыми глубокими знаниями и навыками, чтобы самостоятельно управлять автомобилем в разных ситуациях на дороге.

Эти качества водители-новички приобретают с опытом, осваивая самостоятельное вождение на дорогах общего пользования. Знания приходят к ним в процессе наблюдения или, что часто бывает, из самостоятельного преодоления критических ситуаций. Сложные обстоятельства дорожного движения запоминаются, а водитель накапливает необходимый опыт и вырабатывает определенный алгоритм действий, направленных на предупреждение надвигающейся опасности.

Накапливание опыта – это, конечно, хорошо. Беда только в том, что для должного усвоения уроков и закрепления знаний может понадобиться много времени, а это напрямую связано с безопасностью и самого водителя, и других людей.

Во время обучения в нашем Центре мы применяем ситуационный подход. Цель такого метода – научить водителя прогнозировать возникновение и развитие критических дорожных ситуаций, а после принимать правильные решения, чтобы или предотвратить аварию, или максимально снизить тяжесть ее последствий.

Этот подход мы применяем во время изучения теории, а также на практических занятиях, чтобы наши ученики могли уверенно чувствовать себя на дороге в качестве водителя даже в первые свои выезды после окончания курсов.