Особенности управления автомобилем на мокрой дороге

Центр контраварийной подготовки

«АЛЬФА — ЩИТ»

02081 г. Киев, ул. Днепровская набережная, 17-а

Тел/ факс. 574 99 31(32,34)

e-mail: [email protected]

www.driveclub.kiev.ua

Начальник учебного центра

Пилипенко Андрей Юрьевич

Дождь, лужи и «аквапланирование».

Дождь на дороге всегда осложняет движение.

Спешащие пешеходы в такую погоду зачастую забывают об осторожности.

Мокрые стекла и зеркала снаружи автомобиля и запотевшие изнутри окна ухудшают обзорность и видимость.

Тормозной путь увеличивается в разы (из-за снижение коэффициента сцепления колес с дорогой). Смесь воды и дорожной грязи становится «прекрасной» смазкой, которая и влияет на возникновение заноса или сноса автомобиля. Особенно это чувствуется на загородных дорогах, где часто проезжает различная сельхозтехника с большим количеством налипшей на колеса земли.

Основательно намокшая дорога таит в себе опасность «аквапланирования». Прослойка воды устраняет контакт и сцепление колес с дорогой, что может привести к абсолютной потере управления.

Даже если техническое состояние резины колес автомобиля соответствует требованиям, легковой автомобиль все равно может «спланировать» при езде со скоростью 80-90 км/час по дороге со слоем воды.

Кроме того, этот неприятный и опасный эффект может возникнуть, если при торможении блокируются колеса.

На возникновение «аквапланирования» влияет совокупность факторов: тип и степень износа резины, скорость езды и масса автомобиля, а также глубина лужи.

«Аквапланирование» опасно не только потерей управляемости. Инстинктивно водитель пытается изменить траекторию «планирующей» машины, что не имеет смысла, так как сцепление колес с дорогой отсутствует. Автомобиль выедет из лужи на вывернутых колесах, что резко и неожиданно для водителя изменит направление его движения.

Попадание в лужу колесами при большой скорости грозит передающимся на руль сильным ударом по колесам и вероятным заносом в сторону лужи. Крайне опасно, когда автомобиль попадает в лужу вдоль осевой или бордюров. Это может привести к выносу автомобиля на встречную полосу, тротуар или обочину.

Езда через глубокие лужи опасна и тем, что автомобиль может попасть в яму или люк. Кроме того, такой проезд чреват гидроударом по системе зажигания, воздухозаборнику топливной системы или по лопастям вентилятора систем кондиционирования или охлаждения. Кроме того, смешанная с грязью вода может повредить шарниры равных угловых скоростей, рулевые и карданные шарниры.

У белого пластика, который используется для нанесения разметки на дорогах, есть существенный недостаток. Во время непогоды он становится очень скользким. Поэтому, при торможении колеса автомобилей могут блокироваться или пробуксовывать при резком трогании с места, кроме того, есть вероятность срабатывания АБС. Это должны помнить все водители, тем более, что самое широкое покрытие разметки – «зебра», которая, как правило, находится на перекрестках.

Несколько советов.

  1. Снижайте скорость и увеличивайте дистанцию при первых каплях дождя. Забудьте про рискованные маневры, резкое торможение и повышение скорости.
  2. Обязательно обозначьте себя – пользуйтесь ближним светом.
  3. Во время приближения к другим автомобилям, чтобы не снижалась видимость через лобовое стекло, нужно обязательно заранее включить стеклоочиститель.
  4. Позаботьтесь о состоянии резины – чем сильнее она изношена, тем раньше может случиться «аквапланирование».
  5. Наблюдайте за автомобилями, которые едут впереди. Прогнозируйте свои действия, исходя из их маневров. Но ни в коем случае не следуйте примеру обгоняющих вас водителей. Их автомобили могут быть тяжелее, у них может стоять специальная резина, ну и, в конце концов, они могут просто переоценивать себя и свои умения.
  6. Если при попадании в лужу руль стал внезапно «легким», то возьмите себя в руки и ожидайте, когда прекратится «аквапланирование» автомобиля. Не нужно добавлять «газа», выворачивать руль или тормозить.
  7. При въезде в лужу сначала задавайте нужное направление. Поворот с лужей следует проходить по ломаной траектории или двойным входом.
  8. Влетевший в глубокую лужу обоими передними колесами автомобиль резко замедляет ход. В этом случае руль нужно крепко держать двумя руками и быть готовым к неожиданным рывкам.
  9. Вода снижает эффективность тормозов. После того, как вы проехали лужу, тормоза нужно избавить от воды, несколько раз нажав на педаль тормоза во время движения.
  10. Лужи вообще лучше объезжать. Небольшие лужи можно всегда пропустить между колесами.
  11. Если все-таки нужно проехать через глубокую лужу, то изначально нужно убедиться в допустимости ее глубины. Следуйте за впереди идущим автомобилем такого же типа, заезд в воду начинайте после схода волны. Двигаться нужно по очереди, на пониженной передаче – в натяг.
  12. На мокрой дороге тормозят двигателем, а также применяют импульсный или комбинированный способ торможения.